Принцип работы круиз-контроля и его преимущества и недостатки
Круиз-контроль – это устройство для поддержания стабильной скорости автомобиля вне зависимости от погоды или дорожных условий. Он особенно полезен во время длительной однообразной езды, например, по трассе, поскольку «разгружает» водителя и обеспечивает плавность движения.
Круиз-контроль был изобретён в 1948 году в США. Спустя 20 лет его начали устанавливать и на европейские автомобили высшего класса. Однако истинную популярность он приобрёл только в начале 21-го века, когда массовой установкой круиз-контроля занялись производители компактных автомобилей и машин среднего класса. Он до сих пор не входит в стандартную комплектацию, но стоимость дооснащения автомобиля этим устройством обычно не является заоблачной.
Работа круиз-контроля заключается в следующем: устройство управляет электронными параметрами двигателя таким образом, чтобы поддерживать скорость, определяемую водителем (желаемая скорость устанавливается с помощью рычага или кнопки). При необходимости система круиз-контроля заставляет автомобиль автоматически ускоряться или замедляться. Водителю не приходится давить на газ. Чаще всего устройство используется в диапазоне скорости 30-80 км/ч или 40-200 км/ч.
Круиз-контроль регулирует скорость на основе считывания данных с датчиков, регистрирующих информацию об оборотах колёс, педалях газа и тормоза и текущей скорости.
У системы круиз-контроля столько же сторонников, сколько и противников. К преимуществам можно отнести следующие:
1) позволяет экономить топливо – благодаря поддержанию стабильной скорости автомобиля, обеспечивается плавное движение по дороге. Езда с постоянной скоростью уменьшает расход топлива на 5-10 %;
2) помогает двигаться согласно ПДД – после установки определённой скорости автомобиль просто не сможет превысить её (только если водитель не нажмёт на педаль газа);
3) делает управление автомобилем менее утомительным – водитель освобождается от «повинности» непрестанно давить на газ.
К недостаткам круиз-контроля относятся:
1) ослабление концентрации внимания – водитель, которому не приходится постоянно контролировать скорость, склонен к рассеянности и деконцентрации внимания, следствием чего может стать возникновение непредвиденной ситуации на дороге;
2) нецелесообразность использования в черте города – круиз-контроль деактивируется после активации педалей тормоза или сцепления. Поэтому при движении в пробке или по извилистым городским улочкам он будет быстро выключаться.
В некоторых современных автомобилях можно встретить так называемый активный круиз-контроль, который не только регулирует скорость автомобиля, но и значительно повышает уровень безопасности вождения благодаря:
1) контролированию расстояния до впередиидущего автомобиля;
2) автоматическому торможению перед препятствием;
3) контролю полосы движения;
4) адаптации к дорожным условиям на основе спутниковых навигационных данных.